Впереди лето – период отпусков и снижения деловой активности. Значит – самое время подвести промежуточные итоги. Сегодня речь пойдет о рекламном рынке Рунета. Рынок в целом переживает значительный рост. У подавляющего большинства игроков наблюдается рост числа клиентов и как следствие рост оборотов. Красноречивее всего об этом свидетельствуют цифры РАРА - оценка рынка в 2002 году – 11 миллионов долларов, за первый квартал 2003 года оборот рекламного рынка составил от 3 до 4 миллионов. В Интернет-секторе рекламного рынка в прошлом году был отмечен самый быстрый рост (83%), в этом году темпы роста несколько снизились, уступив пальму первенства телевидению.

Сегодня большая часть рекламы в интернете размещается на системообразующих в своей категории сайтах – крупных порталах (Рамблер, Яндекс, Mail.Ru), ведущих СМИ (Лента, Газета, РБК, Комсомольская правда, Newsru.com, Ведомости), ведущих отраслевый сайтах (Авто.ру Сотовик, iXBT, Travel.ru) и так далее. Доходы поступают к рекламным площадкам разными путями. Некоторая доля (по оценкам различных экспертов около 30%) привлекается службами продаж площадок самостоятельно либо приходит т.н. «самотеком». В основном это некрупные рекламодатели, которым нет смысла нанимать агентство. Вторая часть бюджетов поступает от клиентов рекламных агентств – как чисто интернетовских, так и агентств полного цикла, использующих интернет-агентства как медиабайеров. О жизни последних и поговорим.

Одно из старейших рекламных агентств Рунета, Promo.ru, по-прежнему, исповедует свой, отличный от крупных медиабайеров подход к планированию рекламных кампаний, который в явном виде изложил Тимофей Бокарев на седьмом РИФе. Вкратце подход Промо.ру можно охарактеризовать как преимущество прицельного обращения к целевой аудитории с помощью размещения рекламы на широком наборе специализированных площадок перед размещением рекламы на главных страницах крупных порталов с максимальным охватом.

Агентство долго искало свою нишу на рынке и нашло ее - наиболее удачным амплуа Промо.ру является размещение rich-медиа и нестандартной рекламы на большом числе специализированных площадок. Значительным шагом в развитии этого направления было открытие в начале марта в партнерстве с системой управления рекламой AdRiver нового медиапространства FrontLine. По словам представителей Promo.ru, пространство имеет месячную аудиторию около 8 млн. уникальных пользователей и покрывает примерно 90% аудитории российской сети. В него уже вошли 50 крупных рекламных площадок Рунета, на которых теперь возможно размещение rich-media рекламы по технологии FrontLine.

В блиц-интервью, данном Тимофеем Бокаревым автору статьи на церемонии национальной Интернет-премии он сообщил, что наиболее значительной из проведенных весной кампаний он считает рекламу Интернет-казино «Голдфишка», благодаря которой это казино заняло лидирующие позиции в рейтинге аналогичных проектов.

Среди постоянных клиентов Промо.ру трудно найти крупные транснациональные бренды, но в изобилии присутствуют их дилеры, а так же российские кампании, чей бизнес имеет выходы в Интернет. Примеры – автомобильный дилер «Независимость», ряд Интернет-магазинов, Интернет-казино (см. выше) , магазины доставки цветов и так далее.

Одним из крупных медиабайеров является агентство AdWatch. Основной бизнес компании - скупка больших объемов крупноформатной рекламы на посещаемых страницах и продажа ее в розницу прямым клиентам и партнерским агентствам. Однако у такой бизнес-модели есть и обратная сторона - каждый, кто имеет финансовые обязательства перед рекламными площадками становится их заложником, что немедленно сказывается на отношениях с клиентами – появляется необходимость всеми правдами и неправдами убедить клиента размещаться именно на выкупленных агентством позициях. Реклама «Би Лайн», размещавшаяся первых страницах большинства крупнейших сайтов, негативно оценивается некоторыми экспертами, в частности Юлия Соловьева (медиа-директор Студии Лебедева) считает ее неоправданно затратной.

В связи с этим вспоминается не самый красивый эпизод с размещенным на главной странице сайта Afisha.ru (место выкупленное AdWatch на долгосрочной основе) поздравлением с днем рождения менеджера по рекламе «Би Лайн” Владимира Добрынина. Особое удивление вызывает тот факт, что поздравление внешне напоминало обычный рекламный баннер Билайна и было полностью выдержано в корпоративных цветах этой компании.

Недавно стало известно о том, что планирование кампаний для Мегафон и Peugeot перешло к агентству Optimum media. До сих пор реклама этих клиентов размещалась в интернете через AdWatch, но теперь есть основания полагать, что эта ситуация может измениться.

Эти изменения вполне могут затронуть медиабаинговые позиции AdWatch, - возможный уход ведущих клиентов может уже осенью повлечь за собой дефицит рекламодателей на выкупленные места, цены на которые весьма высоки по сравнению с ценами на соседние места на этих же сайтах.

В начале года оформилась BTL-агентство BTW, что, по словам руководителя компании Анны Платоновой, означает Below the Web. Заявлено, что компания будет заниматься проведением нестандартных акцией в сети и назван первый клиент – «МТС-Джинс». Новогодний салют для «Джинс» действительно запомнился. Весной портфолио компании пополнили проведенные акции для «Альфа-банка», пива Miller и телеканала «Россия».

Студия Артемия Лебедева за прошедшие с начала года месяцы проявляла как всегда большую активность на рекламном рынке Рунета.

Рекламные обороты Студии Лебедева растут весьма стабильно вместе с ростом числа клиентов за счет того, что Студия стремится оказывать своим клиентам полный комплекс услуг – от создания сайта до его продвижения в интернете.

Медийная политика компании строится с таким расчетом, чтобы не вынуждать клиента оплачивать услуги посредников, поэтому чаще всего наиболее целесообразным, по мнению руководителя медиа-отдела Студии Юлии Соловьевой, является размещение рекламы своих клиентов через прямые контракты с площадками. Среди наиболее заметных рекламных кампаний, проведенных студией минувшей весной, вспоминается Морской бой в интернете на призы «Самсунга» и кампании для «Альфа-банка».

Студия Лебедева обладает эксклюзивным правом продажи рекламы на сайте ММВБ.

Один из лидеров онлайновой рекламы IMHO VI (Группа компаний Видео Интернешнл) значительно увеличил свою долю на рынке в этом году и продолжает активное использование новейших технологий в размещении рекламы.

В мини - интервью RWR Мария Лапушкина, первый заместитель Генерального директора заявила: то, что понимает под эффективностью онлайновой рекламной кампании IMHO VI (о чем и поныне не угасли споры профессиональных рекламщиков) зависит от сочетания яркого креатива, профессионального медиапланирования, низких цен и применения современных технологий. Эту эффективность мы измеряем в максимальном охвате целевой аудитории с правильной частотой и высоким качеством контакта. Косвенным, но достаточно весомым показателем является высокий CTR (значит, креативный модуль был замечен целевой аудиторией) и, разумеется, рост продаж у клиента.

По словам Василия Костина, генерального директора IMHO VI, они гордятся не только кампаниями, проведенными для крупных клиентов (Nestle, Microsoft, LG, BMW и т.д.), но прежде всего кампаниями для отечественных рекламодателей (Евросеть, М-Видео, Планета Фитнесс, автомобильные дилеры и т.д.), которые умеют считать деньги – каждый доллар, каждый клик. Если бы от их реклама не давала отдачи, они бы никогда не вернулись, сказал Василий. Всего за первые месяцы с начала года IMHO VI провело около ста рекламных кампаний.

Существует неподтвержденная информация о том, что сейчас IMHO VI готовится выйти на рынок с новой инициативой по привлечению клиентов в Интернет, аналогичной нашумевшей в своей время программе TV-Net-Да! Можно говорить, что IMHO VI испытывает рост и приток новых клиентов. Программа будет называться «Рекламируйся в интернете!»

Этой же весной окончательно оформилось новое агентство полного цикла Index20. Несмотря на то, что агентство выделилось как структура из «Рамблера», его руководитель Дмитрий Можаев утверждает, что компания является абсолютно независимым игроком рынка и заинтересована в развитии всех проектов. От Рамблера агентство унаследовало лишь ряд сотрудников и эксклюзивное право размещения рекламы на Рамблере. Об успехах команды Можаева (в которую, кстати, входит бывший корммерческий директор РБК Сергей Шкарупа) пока известно мало, но по неофициальной информации после перехода продаж на Рамблере к Index20, они заметно выросли.

Явно не разочаровало своих болельщиков агентство «Медиастарз». Появившись на свет последним среди тех, кто сейчас считается крупным игроком и не имея за спиной сколько-нибудь могущественных инвесторов, агентство, возглавляемое Верой Бондаренко и Аделей Рзаевой, за короткий срок, прошедший с начала 2003 года, сумело занять весьма прочные позиции и обзавестись хорошими условиями размещения рекламы на ведущих площадках и длинным списком среди которого большинство составляют российские IT-компании размещающие рекламу на сайте iXBT.

Некоторое время (в начале зимы) назад, я в одной из статей писал, что говорить о перспективах Медиастарз пока рано. Так вот сейчас самое время порадоваться за них – эта весна была явно очень успешной для агентства.

Укрепили свои позиции на рынке баннерные сети RLE и LBN, объявившие сразу о нескольких нововведениях.

LBN одновременно со сменой дизайна своего сайта, вынесло в отдельную сеть все сайты не деловой и информационной тематики. По мнению Вадима Полея-Добронравова (руководителя компании LBN), это поможет привлечь рекламодателей, ранее воздерживавшихся от рекламы в баннерных сетях по причине засилья там «несерьезных» сайтов.

Среди достижений RLE можно отметить дальнейшее развитие технологи AdRiver, результатом чего стало внедрение более совершенной системы статистики и пиар-акция, направленная на поддержку русскоязычных сайтов рекламой в RLE.

Обзор был бы неполным без рассказа о событиях общественной жизни. Начались подвижки в исследовательском направлении - агентство AdWatch под эгидой РАРА провело круглый стол, на котором обсуждалась необходимость панельных исследований аудитории интернета. Основным мотивом было то, что отсутствие признаваемых всеми – и рекламодателями и агентствами и площадками данных тормозит развитие рынка и сдерживает поток денег в интернет. Главным результатом этого круглого стола можно считать признание собравшимися того, что инициатива оказалась преждевременной, так как объем рынка сейчас не позволяет финансировать полноценное исследование, поэтому провести его можно только, получив соответствующий грант, чему Ярослав Кузьминов (ректор Высшей Школы Экономики) присутствующий на мероприятии обещал содействовать в рамках федеральной программы «Электронная Россия». Посмотрим до какой степени государство готово финансировать рекламно-издательский бизнес в интернете.

Резюмируя обзор, можно сказать, что оптимистические прогнозы сбываются – налицо значительный рост по всем направлениям.

Вадим Юренков
www.clickz.ru


Главная страница  /  Практика  /  Реклама в интернете  / 

www.marketing-art.ru
маркетинг, статьи, новости, полезная информация

Наши спонсоры:

© 2005 - 2017 «MARKETING-ART.RU»